Елена Павлова (Потанина)

Род.1955, Конотоп, Сумская область. Закончила СПбГЭУ в 1978г. Дизайнер. Область творчества: книга художника, объект, художественная обработка кожи, миниатюра. Участник многих российских и международных проектов: Международная выставка «Музей книга художник» /музей современного искусства «ЭРАРТА»/ г. Санкт-Петербург; Международный проект «12+12» «Вино и сны искусства» Россия/Нидерланды; Международная выставка «Первая книга» Государственный музей-заповедник «Царицыно» (Хлебный дом) /г.Москва; Международный проект на стыке мэйл-арта и книги художника «Мэйл-арт-бук»/г. Москва; Международный арт-проект специальный проект 5-й Московской Биеннале современного искусства «Бук-Арт-Ботаника» /г. Москва; «Давно стихами говорит Нева…» персональная выставка в музее Политической истории / г. Санкт-Петербург и библиотеке «Троицкая»; персональная благотворительная выставка Фонда «Advita» «Адреса» в «Четверти» 2013г./ г. Санкт-Петербург и «Многоточие» Питерлеэнд» 2014г. /г. Сманкт-Петербург;  участие в «Ночи музеев» 2012, 2013г.,2014г. /г. Санкт-Петербург; «Овощебаза», «Книги времени» , «Давно стихами говорит Нева» музей Политической истории /г. Санкт-Петербург : «INSECTA ORNAMENTALIA» Зоологический музей /г. Санкт-Петербург; «Чаепитие с подтекстом» музей-усадьба «Рождествено», «Музей Хлеба», «Детский исторический музей»/, г. Санкт-Петербург; "Алиса. Образы и парадоксы Льюиса Кэрролла", V-Concept Gallery/ г. Санкт-Петербург, "ARTBooK"V-Concept Gallery/ г. Санкт-Петербург,некоммерческая международная Первая Балтийская Биеннале Искусства Книги «Наше!» Выставочный зал Московского района/ г. Санкт-Петербург, «Попавшие в переплет», музей «Разночинный Петербург»/ г. Санкт-Петербург; «Северный берег», Финский Дом/г. Санкт-Петербург; «Беспочвенно о почве», Музей почвоведения им. В. Докучаева/г. Санкт-Петербург; Вторая независимая Триеннале графики «БИН»2014г., Союз художников/ г. Санкт-Петербург-лауреат; «Славянский базар» выставка «Большие оригиналы»,  Витебский областной краеведческий музей/г. Витебск, Беларусь; Красноярская Ярмарка Книжной Культуры 2014г./ г. Красноярск; «RARA AVIS»  Музей микроминиатюры «Левша»/ г. Санкт-Петербург/2014г, «Рождественская мистерия» Музей этнографии народов России /г. Санкт-Петербург/2014-2015,«Книга художника» /г. Сыктывкар/2015г., также  участник  выставок в  Канаде, Черногории, Голландии, Финляндии и других странах. Член Гильдии печатников Канады CBBAG. Работы находятся в частных коллекциях. Живет и работает в г. Санкт-Петербурге

 

 

          « …Я очень люблю книгу, во всех ее проявлениях. Последнее время много читаю мемуарной литературы, может быть, поэтому захотелось поделиться с окружающими своим ощущением, пониманием, прикосновением.

           В настоящий момент  увлечена движением «Книга художника» (Аrtist's book). Являюсь участником многих Международных проектов.

           Книга художника делается не для чтения. Текст может существовать, как элемент графики, как начинка.  Вербальная сторона уходит на второй план. Он превращается в объемное изображение. С тех пор, как было изобретено книгопечатание и книга стала массовым продуктом, всё более простым в изготовлении, её статус в ряду прочих вещей неуклонно понижался, ценность падала, уважение к ней таяло. Книга сделалась общедоступной и дешёвой, появились ненужные книги, которые  никто не читает. Перепроизводство породило пренебрежение, книга оказалась на периферии внимания… Книга, потерявшая читателя, начала умирать.

            Мне интересны проекты с книгами. Западные художники много работают с буками, как с арт-объектами. Многие из них  уверяют, что используют в работе только выброшенные на помойку книги . Тем самым художники спасают их от уничтожения. В своих манифестах их наиболее ортодоксальные создатели провозглашают: «Мы хотим сохранить книгу в ХХI веке и поэтому ее разрушаем. Такая книга больше чем книга, она и есть само искусство.  Книжная форма используется как некий фон к самому образу книги».

            Но для русской души отношения с книгой иное. Хочется передать впечатление, не повредив основу.

             Мастерить книги из всего, что попадается под руку, придумали русские поэты-футуристы. Сто лет назад Маяковский и Хлебников напечатали свои стихи на обоях. Необычная идея пришлась по вкусу …»